Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Дата

«Благороднейший и образованнейший идеалист»

К 195‑летию со дня рождения Васили Водовозова
Учительская газета, №41 от 13 октября 2020. Читать номер
Автор:

В истории образования так нередко случается, что одно яркое имя, завладевшее всеобщим вниманием, затмевает окружающих современников, зачастую очень незаурядных педагогов. Все это в полной мере относится к Василию Ивановичу ВОДОВО­ЗОВУ (27 сентября (9 октября) 1825 – 17(29) мая 1886), выдающемуся педагогу и методисту – словеснику, переводчику, детскому писателю, а главное – общественному деятелю, внесшему большой вклад в развитие российского образования. Долгое время в отечественной истории педагогики его считали скорее не самостоятельной величиной, а соратником, последователем и страстным защитником идей К.Д.Ушинского, с именем которого олицетворялись все достижения отечественной педагогики 60‑х годов XIX века.

 

Редкий талант-самородок

Василий Водовозов родился 27 сен­тября 1825 г. в Петербурге в семье крупного коммерсанта. Однако отец вскоре разорился и умер, оставив на руках 42‑летней вдовы четырех дочерей и троих сыновей, младшему из которых, Василию, было около трех лет. Семья оказалась совершенно без средств к существованию, так как все имущество было описано и продано на уплату долгов.

Мальчик рос и воспитывался в обстановке бедности. Первоначальное обучение он получил на дому, а в возрасте 10 лет был определен пансионером Петербургской биржи в коммерческое училище. Его письменные работы высоко оценивались учителями, и иногда он «писал и товарищам подобные сочинения за гречневую кашу». А начав писать стихи, остановиться уже невозможно.

«Польза общественная будет всегда моим девизом»

В 1843 г. Василий Водовозов поступил в Санкт-Петербургский университет на филологический факультет. Он мечтал о приобретении серьезных знаний, которые помогли бы ему стать полезным народу. В связи с этим он писал одному из своих преподавателей: «Я желаю вступить не в университет, а в познание всего того, что там проходят по моему предмету. Польза общественная будет всегда моим девизом, и я надеюсь принести каплю пользы при стараниях, а у меня кроме стараний есть еще любовь к науке».

Этому девизу Водовозов остался верен на протяжении всей своей жизни. Он тщательно готовился к реализации своего призвания и осуществлению возложенной на себя миссии.

Ярко выраженное дарование и выдающиеся лингвистические способности – свободное владение десятью языками, в том числе французским, немецким, итальянским, польским, греческим и латинским, – давали ему возможность знакомиться с обширной литературой.

Благодаря этому он написал исследования о Байроне и Софокле, перевел в прозе первую часть «Фауста» Гете. Из произведений художественной литературы больше всего его увлекала поэзия. Внимательно изучая творения знаменитых поэтов, он продолжал писать стихи.

На формирование общественно-политических взглядов молодого человека влияли не только университетские лекции. Решающее воздействие на него оказывали сама эпоха, общественное движение «сороковых-роковых», особенно воззрения тогдашних кумиров молодежи – Н.А.Добролюбова и Н.Г.Чернышевского. Это было удивительное время, по выражению современника, «кто не жил в России в сороковые годы, тот вообще не жил». Заложенные в юности идеалы гражданственности, общественности, демократизма, народности, выполнения патриотической миссии служения делу расцвета Родины составят внутренний стержень и определят направленность личности Водовозова до конца жизни.

Превосходный преподаватель

В 1847 г. В.И.Водовозов блестяще окончил университет. В том же году в реальной гимназии Варшавы в должности младшего учителя русского языка началась его педагогическая деятельность, в которой он обрел призвание и проявил несомненный педагогический талант.

До его появления в гимназии у польских учащихся к русскому языку было самое прохладное отношение, благодаря учителю русский язык стал любимым предметом. В это время В.И.Водовозов много переводил в стихах и прозе. Одновременно у него зародились планы исследований по русской грамматике и преподаванию словесности.

Все это в дальнейшем помогло ему получить в 1851 г. место старшего учителя словесности в Первой петербургской гимназии. Здесь он настойчиво искал пути улучшения постановки преподавания. Разрабатывая свой курс, педагог прежде всего стремился к составлению такой программы обучения, которая способствовала бы развитию умственных сил и способностей учеников и давала бы гимназистам определенную систему знаний.

Яркий общественный деятель

В этот период разворачивается энергичная прогрессивная общественная деятельность В.И.Водовозова, которая была неразрывно связана с передовым педагогическим движением, начавшимся в стране после выхода в свет в 1856 г. статьи Н.И.Пирогова «Вопросы жизни». Трибуной для пропаганды своих взглядов он избирает страницы передовых педагогических и литературно-художественных журналов. Педагогический мир впервые узнал и оценил Водовозова по его публикациям.

Общественный темперамент Василия Ивановича был неиссякаем. В это время он руководил организованной им при Первой петербургской гимназии женской воскресной школой (1861-1862), преподавал в женской учительской семинарии (1863). К преподаванию в воскресной школе были привлечены его лучшие ученики из старших классов гимназии и воспитанницы Смольного института. Помимо обучения чтению, письму и счету в воскресной школе сообщались сведения из истории, естествознания, географии и художественной литературы. В образовательной работе доминировало домашнее чтение.

Также Василий Водовозов активно участвовал в деятельности Петербургского педагогического общества, где решительно выступал за кардинальный пересмотр целей и задач воспитания в духе подлинной народности, за увеличение объема знаний по русской литературе, введение новых методов преподавания и коренную перестройку народной школы.

Всего Водовозов опубликовал свыше 120 статей по педагогической теории и практике, по истории античной литературы, по теории русской словесности, очерки о школах в европейских странах, критические статьи, переводы и произведения для детей.

Сподвижник Ушинского

Уже к началу 60‑х годов В.И.Водовозов был известен как один из лучших словесников столицы, его выступления в печати привлекли внимание К.Д.Ушинского, проводившего тогда преобразование учебного дела в Смольном институте. В.И.Водовозов оказался в числе первых педагогов, приглашенных им в привилегированный институт. Это особенно показательно, так как при выборе своих помощников Константин Дмитриевич не считался с дипломами и чинами, важно было, чтобы избираемый учитель имел дарование и педагогическое чутье, был педагогом-новатором.

Характерно, что Ушинский еще до приглашения Водовозова говорил воспитанницам: «У меня в виду имеется для вас превосходный преподаватель. И если в учителе вы ищете доброты – по-моему, одного ума достаточно, – так ваш будущий учитель в то же время и очень добрый человек… Он научит вас работать, заставит полюбить чтение, ознакомит не только с названиями великих произведений, но с их содержанием и с идеями автора».

Так с 1860 г., продолжая работу в Первой петербургской гимназии, Василий Иванович стал одновременно преподавать русскую словесность и в Смольном институте. Здесь среди смолянок он обретет свое личное счастье. В 1862 г. Водовозов женился на Елизавете Николаевне Цевловской, которая станет не только его верным спутником, но и незаурядным педагогом, талантливой писательницей. Но в то же время Василий Иванович возложил на себя ответственность за судьбу девушки в два раза младше его.

Расплата за свободомыслие

Однако деятельность В.И.Водовозова в Смольном продолжалась недолго. В 1862 г. был уволен из института К.Д.Ушинский, и в знак протеста Водовозов ушел оттуда. Вслед за ним Смольный покинули и другие лучшие учителя.

Тогда Василием Ивановичем это было расценено как, конечно, неприятное, но временное обстоятельство. В отставке еще не виделась намечавшаяся в правительстве консервативная линия, которая через несколько лет уже бесповоротно изменит жизнь педагога. Впрочем, печальные события не заставили себя долго ждать.

В 1865 г. была произведена ревизия работы Первой петербургской гимназии. В.И.Водовозова обвинили в том, что он «развивал в учениках критические способности, останавливался на современной литературе и заставлял учеников знакомиться со всей грязью болезненной социальной обстановки».

Правительственные ревизоры указали в отчете как на недопустимые явления, что «многие гимназисты пристрастны к Н.А.Некрасову и знают наизусть его стихи». Подчеркивалось, что «вредно питать юношество иронией и сатирой или передавать ему политические и общественные идеи, до которых ему нет дела, как и им до него».

До весны 1866 г. В.И.Водовозов еще продолжал педагогическую работу, совмещая ее с литературной и общественно-педагогической деятельностью. Он принимал деятельное участие в обсуждении проектов реформы начальной и средней школы. Последовательно выступал за всемерное развитие сети школ, их доступность для широких слоев населения, улучшение содержания и всей постановки обучения. Он настаивал на том, чтобы в начальной школе помимо чтения, письма и счета учащиеся получали обстоятельные сведения по естествознанию, географии и истории, а средняя школа давала учащимся разнообразные гуманитарные и естественно-научные знания. Отстаивал земские школы от попыток замены их церковно-приходскими.

Принимая активное участие в разработке насущных вопросов воспитания и обучения в русской школе, Водовозов одновременно пристально следил за постановкой образования и состоянием педагогической мысли на Западе. С этой целью он неоднократно совершал поездки за границу, где встречался с видными зарубежными педагогами, изучал иностранную педагогическую литературу и посещал лучшие школы. В.И.Водовозов критически перенимал то лучшее, что было в работе школ Западной Европы. В статье «Наука и нравственность» он патриотически восклицал: «Мы желаем одного: чтобы тысячелетняя Россия, наконец, сознала свои потребности и не тянулась перенимать все, что хорошо для немецкого народа!»

Водовозов – Каракозов

Однако в 1866 г. В.И.Водовозов без объяснения причин был отстранен от преподавания в гимназии как «политически неблагонадежный», а также уволен из училищ, где он тоже состоял учителем словесности.

Ему даже запретили преподавать и в частных учебных заведениях. Принц Ольденбургский, узнав, что начальница одной из частных гимназий предложила Водовозову место учителя литературы, указал ей: «Как могли Вы даже подумать о том, чтобы пригласить к себе такую политически скомпрометированную личность? Водовозов – Каракозов – обе фамилии недаром рифмуют друг друга» (речь шла о стрелявшем в 1866 г. в императора Александра II Д.В.Каракозове).

Дальше – больше. Воистину, пришла беда – отворяй ворота. Прошение Василия Водово­зова о назначении пенсии за выслугу лет, на которую он имел право согласно существовавшему тогда закону, не было удовлетворено. Не оправдалась надежда и на частные уроки. Родители боялись брать для своих детей «политически опасного» учителя. Тотальный запрет на педагога Водовозова распространился и на его жену. Ей также не давали преподавать. Разумеется, дело было не в самом Василии Ивановиче. В целом курс образовательной политики резко изменился в худшую сторону.

Вторая половина 1860‑х гг. для В.И.Водовозова была самым тяжелым периодом и в моральном, и в материальном отношении, тем более что второй сын был хронически больным ребенком, и постоянно требовались немалые деньги на докторов и дорогие лекарства. Мало-мальски ценное, небольшие золотые и серебряные вещицы, – все было продано.

Конечно, Василий Иванович не сидел сложа руки. Он упорно пробивался к реализации своей высокой миссии вопреки политическим, социальным и личностным обстоятельствам. После отстранения от преподавания Водовозов работал в Комитете грамотности, выступал с публичными лекциями и рефератами, продолжал принимать активное участие в деятельности Петербургского педагогического общества.

Работал в редакции «Отечественных записок» и поддерживал близкие деловые отношения с Н.А.Некрасовым и М.Е.Салтыковым-Щедриным.

Василий Иванович всегда находил понимание и признание у учителей и деятелей общественного движения. На проходивших в различных регионах учительских курсах Водовозов, высокообразованный, опытный педагог, замечательный лектор, пользовался неизменным успехом. Учителей поражали его глубокая убежденность, страстное желание донести выстраданные им идеи.

Связь Водовозова с отдельными участниками съездов-курсов не прекращалась с окончанием работы. Многие учителя письменно обращались к нему за советами как по педагогическим вопросам, так и по личным. И он охотно отвечал на эти письма.

Как видно, гонения и лишения не сломили его дух. Отметим, что В.И.Водовозов отличался редкой работоспособностью. Он обычно трудился 14 часов в сутки, как правило, работая над двумя-тремя произведениями одновременно. Поэтому многие сочинения его выходили в свет одно за другим.

Оригинальный методист-словесник

Хотя двери учебных заведений были перед ним закрыты, В.И.Водовозов не переставал работать над совершенствованием гимназического курса по русскому языку и литературе и методике преподавания. Он преследовал всегда одну цель: выработка для русской школы продуктивной педагогической системы на общечеловеческой основе.

Много ценного и оригинального Василий Иванович внес в методику преподавания русской литературы, по сути, обосновав новую парадигму литературного образования, в которой ценность художественного произведения определяется главным образом по его нравственному смыслу и общественному значению. Он выступал за превращение процесса обучения в действенное средство для решения воспитательных задач прежде всего нравственного воспитания, пробуждения сострадания к «униженным и оскорбленным». Литературе придавалась роль «наставницы жизни», направленной на воспитание гражданственности, отвечающей на насущные проблемы духовных исканий формирующейся личности.

Несущими основами новой парадигмы выступали такие принципы, как насыщение процесса изучения художественных произведений идеями и смыслами современности, использование стимула жизненно-практического значения знаний, сознательное усвоение гимназистами содержания произведений, отход от самодостаточного чисто филологического усвоения знаний.

Собственно, в методическом кластере акцент делался на самостоятельной работе учащихся. Он был убежден, что для того, чтобы пробудить самодеятельность мысли ученика, развить ее самостоятельность, необходимо употребить все средства, доступные школе. К таким средствам Водовозов относил способы преподавания, заставляющие больше говорить учащегося, чем учителя, наглядность во всех видах, впечатления самих детей от природы, а также домашнее чтение, написание и последующие взаимные анализ и оценивание сочинений, подготовку рефератов на литературные темы.

В содержании литературного образования происходил стратегический сдвиг от истории древнерусской литературы к изучению современных произведений вплоть до русских писателей 60‑х годов XIX века. В основу школьного курса он положил идейно-художественный разбор образцов литературных произведений выдающихся русских писателей. Значительное место методист отводил сравнительному рассмотрению текстов художественных произведений (по сходству или по контрасту), благодаря чему активизировалась самостоятельная работа учащихся.

Подчеркнем, что, конечно, все педагогические и методические искания В.И.Водовозова диаметрально расходились со всей направленностью официальной педагогики после 1866 г. И только мощная сила таланта и убежденность в правоте своих взглядов давали возможность Василию Ивановичу реализовать свою общественно-педагогическую миссию и методическую деятельность.

Выдающийся педагог-просветитель

На протяжении второй половины 60‑х – первой половины 80‑х гг. В.И.Водовозов создавал оригинальный и продуктивный методический комплекс. Основные его методические труды долгие годы являлись лучшими методическими пособиями для учителей и во многом не утратили своего значения и в наши дни.

Предложенная в пособии «Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии» (1868) методика разбора художественных произведений была новой для того времени. Книга получила одобрение прогрессивно настроенных учителей и выдержала шесть изданий (последнее в 1905‑м).

Пособия по истории литературы «Древняя русская литература от начала грамотности до Ломоносова» (1872) и «Новая русская литература (от Жуковского до Гоголя включительно)» (1866) пользовались большой популярностью и выдержали несколько изданий. В них нашли свое наиболее полное выражение взгляды автора на историю литературы: защита самобытного характера русской литературы, высокая оценка народного творчества, признание народности в качестве основного критерия художественности произведения, критика индоевропейской теории происхождения языка.

Для учащихся средней школы В.И.Водовозов также написал учебное пособие «Очерки из русской истории XVIII века с приложением очерков из древнерусской жизни и из истории допетровского переходного времени» (1882) – одно из лучших популярных сочинений по истории России.

В 1871 г. вышла знаменитая «Книга для первоначального чтения в народных школах» (ч. 1), которая за сравнительно небольшой период времени выдержала 20 изданий общим тиражом более 700000 экземпляров. Пособие несло в себе большой познавательный материал, включавший строго обдуманный цикл элементарных данных из разных областей знания, а также грамматические упражнения. Ее содержание составляли рассказы из естественной истории, географии и этнографии России, сведения о важнейших промыслах, о лицах, событиях и обычаях древней русской жизни, а также повести, сказки, стихотворения, собрания пословиц, загадок, цель которых – правильное развитие воображения, чувства прекрасного и нравственного чувства. Автором большинства рассказов являлся В.И.Водовозов.

Одновременно в виде дополнения к пособию В.И.Водовозов издал «Книгу для учителей» – методическое руководство для работы с «Книгой для первоначального чтения». Обе книги были отмечены Петербургским педагогическим обществом денежной премией имени К.Д.Ушинского, а в 1872 г. Комитет грамотности Вольного экономического общества присудил за них В.И.Водовозову золотую медаль. Спустя три года Ученым комитетом Министерства государственных имуществ ему была присуждена золотая медаль в память графа Киселева.

В 1873 г. вышла «Русская азбука для детей» В.И.Водовозова, а в 1875 г. дополнение к ней – «Руководство к русской азбуке», содержащее образцы практических уроков, бесед, звукового разбора, письма и чтения в первый год обучения. Азбука была составлена на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Особым отделом Ученого комитета Министерства народного просвещения «Русская азбука для детей» Водовозова была «причислена к числу лучших наших азбук как по мысли, так и по выполнению» и рекомендована для начальных училищ.

Продолжалась напряженная работа и над «Книгой для первоначального чтения». В 1878 г. была опубликована ее вторая часть, предназначенная для учащихся старшего возраста и взрослых.

Воистину Водовозов «вез живую воду» жаждущим педагогам и учащимся, снимающую с курса литературы мертвящее схоластическое проклятие нелюбимого гимназистами предмета, устраняющую бессознательную зубрежку и долбление текстов произведений и грамматических правил.

Его перу принадлежат также «Детские рассказы и стихотворения» (1871, 1876), «Русские сказки в стихах» (1883). Осуществлялась и продуктивная переводческая деятельность. Кроме того, он выступал со статьями о зарубежной литературе.

В результате такой напряженной деятельности положение В.И.Водовозова, как материальное, так и статусное, начало существенно меняться к лучшему. Он преподавал на женских курсах. Его активно стали приглашать в различные регионы в качестве руководителя учительских курсов. Василий Иванович стал систематически выезжать за границу для изучения достижений передовой педагогической науки и практики. Кстати, характерная деталь, свидетельствующая о блестящих лингвистических способностях Водовозова. Оказавшись в Лондоне, он за две недели стал свободно говорить по-английски.

Впрочем, было бы односторонне характеризовать Василия Ивановича только лишь как общественно-педагогического деятеля, методиста и переводчика. Он увлекался разведением цветов, очень любил работать руками, охотно чинил мебель, ремонтировал замки, в день рождения жены на даче всегда сам устраивал фейерверк.

Радушный дом Водовозовых на «вторники» привлекал лучших представителей интеллигенции.

«Все отдавал без остатка»

Долгие годы истинный шестидесятник В.И.Водовозов оставался чист и юн душой, сохранял свою поэтическую, романтическую, идеалистическую натуру. Облысевший в двадцать лет, со столь идущей его лицу окладистой бородой, он отличался удивительным здоровьем и крепкими нервами. Мог спать в невероятный шум, работал в самой неудобной обстановке, углубившись в себя и не обращая внимания на все происходящее вокруг. Обычно он писал свои произведения с 9 вечера до 5 утра, вследствие крайней близорукости (один глаз совсем не видел) низко наклоняясь к рукописи и затягиваясь из длинного чубука.

Отдаваясь с большим увлечением литературному труду, Водовозов не испытывал все же от него полного удовлетворения. Он страстно любил педагогическую работу с учащимися, его постоянно тянуло к ней, без нее он тосковал. И только в самые последние годы жизни ему удалось хоть частично развеять эту тоску, заполнить ту пустоту в душе, которую он ощущал после удаления из школы…

За два года до смерти здоровье В.И.Во­до­во­зо­ва начало убывать. Не сразу был распознан рак желудка, который тяжело и мучительно сводил его в могилу. Но даже в последние недели жизни он продолжал заниматься у себя дома с двумя детьми, проживавшими по соседству. Занятия с ними доставляли Василию Ивановичу истинное удовольствие, «не было возможности отговорить его от них, он рассказывал им, показывал картинки и глобус, придерживая его своими слабыми дрожащими руками». Накануне смерти в нем открылся редкий дар – он запоминал прочитанные статьи и произносил их наизусть.

Умер Василий Иванович 17 мая 1886 г. без агонии, мгновенно. Похоронили его 19 мая на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга рядом с его старшим сыном (могила не сохранилась).

Его друг и сослуживец по Первой петербургской гимназии и Смольному институту, известный русский педагог Д.Д.Семенов в своей глубоко прочувствованной надгробной речи охарактеризовал Водовозова как человека, который «все свои высокие и разносторонние познания, свой яркий ум и горячее сердце патриота родной Отчизны отдавал без остатка бесконечно любимому педагогическому делу», как «педагога-писателя, создавшего прекрасные сочинения, по которым учились благодарные ему миллионы детей и руководствовались в своей деятельности учителя», как «благородного деятеля в области народного просвещения, светлая память о котором будет свято храниться в сердцах лучших людей страны».

В этот день появилась теплая заметка известного педагога В.П.Острогорского. В ней, в частности, отмечалось: «Сегодня хоронят одного из последних благороднейших и образованнейших идеалистов. Эти люди не гнались за сухой передачей формальных знаний, но развивали в молодежи любознательность и горячую любовь ко всему высокому и прекрасному, воспитывали в юноше человека. Такие цельные поэтические личности, до седых волос благородно трудящиеся с верой в лучшее будущее, в нашем обществе чрезвычайно редки, почему и утрата таких людей особенно тяжела».

Чувство глубокой признательности и любви к умершему учителю выразил в своем стихо­творении поэт В.Р.Щиглев. Он назвал Водовозова отцом, который ему «жизнь духа даровал», и обрисовал его путь как «нелегкий, долгий, трудовой и безукоризненно прямой». А в заключение подчеркнул: «Исчезнет прах, как исчезает дым, но имя чистое его храним».

Безусловно, актуализация педагогического наследия В.И.Водовозова не только раскрывает яркие и самобытные страницы истории становления и развития русской школы, педагогической и методической теории, но и обогащает современных педагогов, руководителей образования, ученых-педагогов и методистов интересными и животворными идеями.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, председатель Научного совета по истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики РАО


Комментарии

Нужен ли обязательный ЕГЭ по истории?
  • Нет, выпускникам необходимо сконцентрироваться на профильных для них предметах 54%
    142 голоса 54%
    142 голоса - 54% из всех голосов
  • Нет, система образования ещё не готова к обязательному ЕГЭ по истории 26%
    69 голосов 26%
    69 голосов - 26% из всех голосов
  • Да, история формирует мировоззрение 14%
    38 голосов 14%
    38 голосов - 14% из всех голосов
  • Да, это мотивирует школьников активно изучать этот предмет 4%
    10 голосов 4%
    10 голосов - 4% из всех голосов
  • Затрудняюсь ответить 2%
    4 голоса 2%
    4 голоса - 2% из всех голосов
Всего проголосовало: 263
20.10.2020 - 26.10.2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt